» » Ошибки мышления, которые увеличивают расходы

Ошибки мышления, которые увеличивают расходы

Просмотры: 116
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Что на самом деле заставляет нас тратить больше

Неразумные траты — это необдуманное распределение денежных средств, приводящее к их нехватке и образованию долгов. Если человек перестанет тратить деньги автоматически, то сможет избежать этих проблем. Следование экономической теории предполагает рациональное и выгодное вложение заработанных средств. В реальности, главную роль играет поведенческий фактор. Человеческая психика живет по собственным законам, которые экономистам не кажутся логичными. Наш разум загоняет себя в ловушки. Можно обойти их стороной, если анализировать каждый свой шаг, связанный с определенными тратами.

Потерять или обрести

Мы радуемся новым приобретениям. Но гораздо сильнее грустим по потерям. Если коллектив большого предприятия спросить, что они предпочтут: стабильную прибавку к жалованию или единовременный годовой бонус, который имели обычно, большинство выберет привычную премию.

На этой особенности играют при составлении промо-текстов. Заявление «Последняя возможность» или «Последний день акции» заставляют совершать импульсивные покупки, значительно расширяя рамки целевой аудитории товаров и услуг.

Боязнь перемен

Любой человек стремится к стабильности. Ему комфортнее, когда привычные вещи остаются на своих местах и правила не меняются. Психика устроена таким образом, что перемена, даже положительная — стресс для нее. «Будем крепко держать синицу в руках, а журавля пускай ловят другие».

Примером данных утверждений может послужить наше негативное отношение к смене мобильного оператора. Тариф давно стал невыгодным, кругом куча интересных предложений, но мы уперто пользуемся старыми настройками и расценками. Многие апеллируют это собственной несостоятельностью в технических вопросах. Но психологи дают свой диагноз: мы боимся оказаться под влиянием даже кратковременного стресса.

Ловушка Барнума

Это расплывчатые описания, общие наблюдения, которые подходят большому числу людей, но мы склонны приписывать их к индивидуальным, именно для нас, составленным определениям. Так объясняется феномен астрологических гороскопов. Мы читаем предсказание и создается четкое ощущение: написано про мою жизнь. Это всего лишь психологическая склонность представлять собственной характеристикой все, что более-менее подходит под нашу личность.

Теперь вспомните конкретные формулировки. «У вас в жизни была утрата», «вам знакомо, что такое несправедливость», «вас ждут веселые выходные»: совпадений так много, что описания действительно кажутся персонализированными. На самом деле, они подходят практически каждому.

Иллюзия доходов

Номинальная стоимость для нас важнее, чем покупательная способность денежных средств. В этом году мы за потребительскую корзину платим на 13 % больше, чем в прошлом. Зарплату нам тоже добавили примерно на столько же. В результате мы не стали богаче, доходы остались на прежнем уровне, но сам факт прибавки к зарплате поднимает наш статус в собственных глазах. Номинально, денег мы получаем больше. Но реально — инфляция полностью «съела» прибавку.

Ловушка начального приближения

По-другому ее можно назвать эффектом привязки. Мы невольно отталкиваемся от первоначально озвученной стоимости вещи. Когда снимаем квартиру, то слышим от риэлтора начальную цену и торгуемся, исходя из полученных данных. Удается снизить стоимость на 20 % — радуемся. Но что бы мы сказали, если бы знали, что риэлтор изначально увеличил цену в 2 раза, рассчитывая на «прибавку» к гонорару?

Эффект работает почти во всех стрессовых ситуациях. Если мы не владеем темой, этому якорю удается легко нас «зацепить».

Иллюзия обладания

Собственность — то, чем мы уже владеем. Всеми правдами и неправдами продавцы убеждают нас взять вещь в руки, померить, посмотреться в зеркало в новом облике, дают возможность почувствовать ее на себе. Это подсознательно подталкивает к покупке.

Исключением из общего правила являются коллекционеры. Их мышление рационально и запрограммировано на получение максимальной пользы. Они умеют просчитывать выгоду от обмена, к вопросу совершения покупок относятся с такой же степенью осмысленности.

Вложения по привычке

Человек отчаянно не желает признать какое-либо дело убыточным, особенно если в него уже много вложено. Он все надеется «выплыть» и получить прибыль, а в другом направлении двигаться отказывается. Ему психологически трудно признать финансовое поражение, перестать вкладываться в убыточное производство. Кажется, еще немного и все получится.

Этот эффект справедлив для обычной жизни и бизнеса. Например, компания General Motors много лет выпускали убыточные японские автомобили, несмотря на абсолютное отсутствие интереса у покупателей. Ситуацию удалось изменить новым управляющим.

Примером из семейного быта можно считать распространенную ситуацию, когда нелюбимые друг другом супруги никак не решатся развестись, апеллируя «множеством прожитых лет». А ведь можно было давно признать очевидное и получить шанс построить счастливую жизнь отдельно друг от друга.

Обман ожидания

Распространено мнение, что долгое ожидание подогревает желание чем-то обладать. Раз приходится долго добиваться, значит вещь, по умолчанию, ценная.

Пример подобной иллюзии — презентации новых версий IPhone. Поклонники, подогретые ажиотажем, ждут выхода телефона несколько месяцев. Но каждый новый раз их интерес становится меньше и меньше, круг поклонников неуклонно снижается.

Трата денег редко приносит счастье, а необдуманная трата — никогда. Не старайтесь оправдать свои расходы, просто возьмите финансовые вложения под контроль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

(предыдущая статья)
(следующая статья)